«Научный авторитет и достижения Уральской школы
политической лингвистики
высоко оцениваются мировым профессиональным сообществом»
—
Ольга Тиховская, журналист
«Междисциплинарный подход, великолепная организация,
оживленные дискуссии
и теплая дружеская атмосфера
—
вот фирменный знак Уральской школы»
—
Ольга
Кондратьева, филолог
Уральская
школа политической лингвистики (иногда политической метафорологии)
возникла в середине 90-х годов и объединяет исследователей
из Екатеринбурга, Челябинска, Нижнего Тагила, Сургута, Шадринска
и других городов Уральского федерального округа. Методологическим
ядром научной школы является теория метафорического моделирования,
в которой синтезируются лучшие достижения когнитивной теории метафоры (Дж. Лакофф, М. Джонсон,
Н. Д. Арутюнова, А. Н. Баранов, Ю. Н. Караулов,
Е. С. Кубрякова и др.) и уже традиционной для
российской лингвистики теории регулярной многозначности (Ю. Д. Апресян,
Д. Н. Шмелев, Н. И. Бахмутова, Л. В. Балашова,
Л. А. Новиков, И. А. Стернин, А. П. Чудинов
и др.).
Исследовательские принципы Уральской школы
(.pdf):
—
Совокупность подходов: когнитивного, дискурсивного,
антропологического, сопоставления.
—
Обращение к единому пространству языковых и речевых метафор.
—
Экспланаторность и экспансионизм, мультидисциплинарность и
интуитивизм.
—
Признание неразрывной связи языковой деятельности и когниции,
человека и его языка.
—
Интерпретационная модель познания как основа лингвокогнитивных
исследований.
В рамках
школы ведется активная работа с молодыми учеными. Проведено
4 научных школы для молодых исследователей, в каждой
их которых приняло участие по 60–90 начинающих ученых
(в том числе зарубежных), которым читали лекции ведущие
специалисты России, а также ученые из США, Швейцарии,
Германии, Польши, Литвы, Венгрии, Болгарии.
Ежегодно от 5 до 10 аспирантов и соискателей
начинают работать над диссертациями по политической лингвистике.
Большинство из них своевременно защищается. С 1994
по 2012 г. прошли защиты более 80 кандидатских
диссертаций по данной проблематике. В последние годы были
защищены диссертации на соискание ученой степени доктора наук: Е.
В. Шустрова (2009) рассмотрела метафорическую картину мира,
свойственную многим афроамериканцам, Э. В. Будаев (2010) защитил
диссертацию «Сопоставительная политическая метафорология»,
тема докторской диссертации Е. А. Нахимовой (2011) —
«Теория и методика когнитивно-дискурсивного исследования
прецедентных онимов в современной российской массовой
коммуникации».
Основные
направления научных исследований Уральской школы:
-
Теоретические основы и методологии анализа политической
коммуникации.
-
Исследование исторической динамики политической
коммуникации.
-
Исследование отдельный уровней политического языка.
-
Метафорическое моделирование в политическом дискурсе.
-
Исследование жанров и стилей политического языка.
-
Исследование коммуникативных стратегий и тактик в
политическом дискурсе.
-
Сопоставительное исследование политической коммуникации
различных стран.
-
Исследование межнациональной коммуникации.
-
Исследование креолизованного политического текста.
-
Лингвокультурные основы политической коммуникации.
Деятельность научной школы, конкретные типы различных политических
дискурсов обсуждаются на ежегодных научных конференциях
в Екатеринбурге, которые поддерживаются грантами РГНФ,
Министерства образования и науки РФ, фонда «Русский
мир» и др. Это позволяет привлекать для очного участия
наиболее известных специалистов из различных регионов России, а
также других государств (Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы, Болгарии,
Словакии, Польши, Венгрии, Германии, Швейцарии, США). Гранты
и иные виды материальной поддержки способствовали участию
уральских ученых во многих зарубежных научных конференциях.
Представители школы сотрудничают с иностранными коллегами
по нескольким направлениям: программы обмена преподавателями,
взаимное научное консультирование, контакты с редакциями
зарубежных научных журналов («Respectus filologicus» в
Литве, «Jazyk a Kultura» в Словакии, «Проглас:
Филологическое списание» в Болгарии и др.).